Одной из наиболее приоритетных задач в общей реабилитации пациентов, перенесших инсульт головного мозга, является восстановление речевого аппарата.
Когда у человека нарушена речевая функция, он испытывает существенные затруднения, касающиеся социальной адаптации и взаимодействия с близким окружением. Несмотря на то, что процесс восстановления может занимать от нескольких недель до нескольких лет, комплексный и настойчивый подход к данному вопросу позволит вернуть человеку утраченную функцию.
Характер речевых нарушений
С нарушениями речевой функции сталкивается не менее 75% людей, перенесших инсульт головного мозга. Такие пациенты нередко сталкиваются с нарушением артикуляции (дизартрией), а также с угнетением речевой функции на фоне сохраненного слуха (афазия). Для того чтобы добиться частичного или полного восстановления речи, необходимо запастись терпением, упорством и временем. Реабилитационные мероприятия могут быть реализованы в домашних условиях, с помощью родных и близких людей, но постоянная работа с логопедом дефектологом облегчит и ускорит процесс восстановления.
Максимального прогресса от восстановительных мероприятий можно ожидать в первые 6 месяцев с момента наступления мозговой катастрофы. Если проблема отсутствия речи остаётся без внимания в течение 1 года, то человек, как правило, безвозвратно теряет способность говорить. Именно поэтому, мероприятия по речевой реабилитации стараются внедрять с первых дней после наступления инсульта. На начальном этапе восстановления, средняя продолжительность занятий не превышает 10-15 минут ежедневно, при этом очень важно избегать переутомления. Во время занятий, важно уделять человеку максимум внимания, поощряя каждое его стремление и попытки нормализовать речь. Программа восстановления речевой функции напрямую зависит от типа возникших нарушений. Основные разновидности нарушений речи после перенесенного инсульта головного мозга, будут подробно рассмотрены ниже.
Моторная афазия
При данном нарушении, пациенты воспринимают окружающую речь, но при этом не могут самостоятельно воспроизводить слова. В некоторых случаях, люди с моторной афазией не теряют потенциал к чтению стихов или пению песен. Мимика и движения таких пациентов являются осознанными. На этапе реабилитации при моторной афазии, с человеком необходимо говорить как можно чаще, при этом речь должна сопровождаться эмоциями. В период реабилитации при моторной афазии, очень важно мотивировать человека на ведение разговора. С этой целью, можно воспользоваться такими методами:
- Совместный просмотр семейного альбома и вопросы относительно близких людей.
- Совместное пение песен.
- Попытки дополнить начало или окончание пословиц или поговорок.
- Формирование логического ряда. В качестве примера, можно попросить человека назвать последовательно дни недели или месяцы.
Сенсорная афазия
Одним из главных проявлений сенсорной афазии после перенесенного инсульта головного мозга, является то, что пациент склонен произносить отдельные слова, не связанные по смыслу, при этом он не понимает их значение, не может читать, писать и воспринимать на слух окружающую речь. Всё что произносят пациенты с сенсорной афазией невозможно воспринимать, так как слова и короткие фразы не несут в себе смысловой нагрузки. Несвязная речь очень часто отталкивает окружающих от постинсультного пациента, что приводит к замедлению восстановительного процесса. При сенсорной афазии важно, чтобы человек воспринимал информацию дозировано и не перегружен свою психику. Говорить с такими людьми необходимо простыми, короткими и понятными фразами. От просмотра телевизора и прослушивания радио, рекомендовано воздержаться на всём этапе реабилитации. В клинической практике, выделяют три основные степени лечения сенсорной афазии на фоне перенесенного инсульта. К таким степеням относят:
- Первая степень. На данном этапе, пациенты не способны воспринимать на слух окружающую речь и не могут самостоятельно ее воспроизводить, при этом способность жестикулировать и произносить короткие несвязные фразы сохраняется.
- Вторая степень. Когда сенсорная афазия протекает менее тяжело, пациенты могут реагировать на короткие фразы и просьбы (поверни голову, сделай вдох).
- Третья степень. На данном этапе развития сенсорной афазии, человек способен воспринимать элементарные фразы, при этом у него вызывают затруднения такие понятия, как сверху-снизу, спереди-сзади.
Для того чтобы оказать реальную помощь человеку с подобным состоянием, необходимо относиться к нему максимально лояльно, представляя, что он является иностранцем, который не имеет языковых познаний.
Начинать реабилитацию таких пациентов, рекомендовано с освоения жестов, а также с заучивание простых слов. В качестве примера можно выделить части тела человека, бытовые атрибуты и элементарные действия. Облегчить восстановление помогают специальные карточки с изображением предметов и цветные кубики.
Семантический тип афазии
При развитии данного отклонения речевой функции, человек способен произносить элементарные фразы, но при этом он испытывает затруднения в их понимании. Для семантической афазии характерны такие нарушения речевой функции:
- Снижение восприятия фраз, содержащих пространственные предлоги (под, на, за, в).
- Затруднительное восприятие сложноподчиненных и сложносочиненных фраз.
- Невозможность понимания фраз в атрибутивной функции и родительном падеже( это сын сестры, это брат мужа ).
- Затруднительное понимание словосочетаний, составленных в орудийной функции и творительном падеже (ешь суп ложкой).
- Невозможность восприятия сравнительных конструкций ( муравей больше слона или слон больше муравья).
При возникновении подобных расстройств, рекомендовано уделять как можно больше времени общению с человеком, расширяя его восприятие окружающего мира. С целью улучшения эффективности занятий, рекомендовано использовать рисунки, специальные карточки и кубики с изображениями.
Дизартрия
Для данного расстройства характерна нечеткость речи, а также спонтанные колебания громкости и темпа произносимых фраз. В некоторых ситуациях, дизартрия может сопровождаться нарушением акта глотания. Коррекция дизартрии на фоне перенесенного инсульта головного мозга, включает в себя упражнения по укреплению нижней челюсти, мышц языка, мимической мускулатуры лица и губ. Кроме того, человека с дизартрией учат различать дыхание носом и ртом. Лечение подобного расстройства речевых функций выполняется с участием специалиста логопеда.
Нетрадиционная речевая реабилитация
В качестве дополнительного метода, помогающего нормализовать речевую функцию после перенесенного инсульта, используется так называемая зоотерапия, предусматривающая регулярный контакт с отдельными видами животных. Подобное лечение сопровождается нормализацией психоэмоционального состояния, устранением стресса, а также снятием психологического напряжения. Максимальной эффективностью отличается дельфинотерапия и иппототерапия (контакт с лошадьми). Не менее эффективен ежедневный контакт с такими домашними животными, как собаки, кошки.
Реабилитация речевой функции после перенесённого инсульта головного мозга предусматривает ежедневный труд как со стороны пациента, так и со стороны его родственников и близких людей. В этом процессе также участвуют профессиональные реабилитологи и логопеды, работа которых вносит неоценимый вклад в процесс восстановления постинсультных пациентов.